Ораниенбаум

Телефон: 8 (812) 422-80-16

Часы работы: 11:00-17:00

Проезд до Ораниенбаума (Ломоносова): электричка от Балтийского вокзала до ст. Ораниенбаум (40 км от СП-б.) или маршруткой от ст. м. «Автово».

История Ломоносова

Местность Финского залива, впоследствии ставшая родиной знаменитого пригорода Санкт-Петербурга, была пожалована самим императором Петром Великим (Петром I) князю Александру Меншикову. Расположение и строение целой губернии Ораниенбаума были распланированы крепостными Меншикова. Дворец князя был спроектирован в 1710 году архитектором Доменико Фонтана. В строительстве главного дворца Ораниенбаума также принимал участие архитектор Андреас Шлютер. Строительство было завершено в 1720 году освещением прилегавшей церкви. После конфискации дворец Меншикова был передан Канцелярии и Адмиралтейству Ораниенбаума. С 1740 по 1760 годы перестройка дворца велась также архитекторами Антонио Ринальди и Бартоломео Растрелли. В это же время был разбит Петровский парк и отстроена небольшая крепость Петерштадт. В 1762 году в Ломоносове начали строить "Собственную дачу" императрицы Екатерины II (Екатерины Великой), которая стала важной частью дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума. В ансамбле были также построены Китайский дворец, Катальная горка и Японский павильон. Во конце XIX века ансамбль по-немногу достраивался и обновлялся. Особую значимость приобрела растительность, которая создала великолепный парк Ораниенбаума, который значительно отличается по стилю от аналогичных парков других пригородов С-Пб., например, Петергофа и Павловска. С 1920 годов ансамбль этого пригорода Петербурга стал доступен жителям города и туристам. В Ораниенбауме (Ломоносове) открыты для обозрения дворец Петра III (архитектор А. Ринальди), павильон «Каменное зало».

Большой Ораниенбаумский дворец

Большой дворец в Ораниенбауме был построен для Меншикова в 1725 году. Он практически сохранился в первоначальном виде, в чём заключается его высокая художественно-историческая ценность. Дворец в пригороде Петербурга постоен на горе, что обеспечивает потрясающий вид из его окон на Финский залив и остров Кроншлот. Ораниенбаумский дворец украшен полукруглыми галереями, большими флигелями, в одном из которых устроена красивая церковь. В центральном зале павильона позже стали хранить более двух сотен китайского и японского фарфора, поэтому он получил название "Японский". Архитектору Растрелли принадлежит большой вклад по созданию террас дворца, а Ринальди – по строению гранитной парадной лестнице, которая украшена балясинами в форме ваз. Ринальди также украсил Ораниенбаумский дворец и Большой зал лепкой, живописью, резьбой и зеркалами, придав им ажурность. В 1792 году в Большом дворце был размещён Морской кадетский корпус. В дальнейшем к дворцу от моря был прорыт канал с гаванью для причала судов. По композиции Нижний парк, Верхний парк и Большой Ораниенбаумский дворец сходны с аналогичными ансамблями Стрельны и Петергофа. Фасад дворца украшени фронтоном и пилястрами, на окнах – фигурные наличники. Самой примечательной частью павильонов является аттик, над которым поднимается купол, увенчанный барабаном с кровлей в виде колокола. Большой зал является основным звеном в главной анфиладе дворцовых интерьеров. Пышность Большому залу придают позолота и живопись. Изразцовая печь и шкаф с фарфором украшают углы зала. Стены Большой зала Ораниенбаумского дворца расчленены на вертикальные панно, украшенные лепкой и скульптурами. Впоследствии реставрация дворца была передана институту Ленниипроект.

Нижний сад Ломоносова

Одновременно со строительством Большого дворца был разбит Нижний сад, который имел сложную конфигурацию и был выдвинут далеко вперёд из-за флигелей Померанцевой оранжереи и Картинного дома. Террасы с подпорными стенами и балюстрадами связывают дворец и сад в единое целое. Ворота напротив гавани, вырытой от моря для причала небольших судов, служили главным входом в Нижний сад Ораниенбаума. Центральную часть сада занимали партеры с цветниками, а по их сторонам расположились боскеты, окаймлённые шпалерами. Деревянные статуи и три фонтана дополняли убранство сада. После конфискации сад пришёл в упадок, и только в 1750-1760 годах настал новый расцвет строительства Нижнего сада этого пригорода Санкт-Петербурга. Деревянная скульптура была заменена мраморной, которой занимался скульптор Д. Бонацца. Ограду сада перестроил Растрелли, на ворота Нижнего сада были установлены фигуры Марса и Миневры. В 1770 годах большая реставрационная работа проводилась с подпорками террас и парадной лестницей, ведущей во дворец. Позднее все партеры этого Ораниенбаумского сада были заменены газонами, а многие деревья перестали стричь.

Верхний парк Ломоносова

В отличие от Нижнего парка, Верхний парк Ораниенбаума формировался на протяжении почти двух веков. Верхний парк занимает обширную территорию с такими водными просторами, как Верхний и Нижний пруды. Последний в своё время назывался увеселительным морем, на нём можно было плавать на небольших парусных и гребных судах. Для снабжения водой фонтанов Нижнего пруда рядом с Ораниенбаумским дворцом были вырыты ещё два пруда: Карпин и Подковой. В целом, холмистая местность и обилие прудов определяют исключительную живописность Верхнего парка пригорода С-Пб. В 1757 году был создан небольшой военный городок Петерштадт. На территории крепости находились казармы, комендантский дом, гауптвахта, арсенал. Украшениями Верхнего парка также служат построенные в 1762 году павильоны Эрмитаж, Менажерия, Китайский домик, а также одноимённый дворец для самой императрицы Екатерины II (Екатерины Великой). Большой парк неподалёку знаменит Катальной горкой и красивыми беседками, а также лабиринтом прудов. В дальнейшем многие небольшие постройки были разобраны, а парк частично перепланирован. Стоит отметить активность посадки разных деревьев в это время. Цветники и газоны около Китайского дворца украшены статуями и скульптурными группами с античных оригиналов.

Дворец в Петерштадте

Изначально на месте будущего дворца в военном городке Петерштадт была небольшая деревянная крепость. На территории крепости находились казармы, комендантский дом, гауптвахта, арсенал. В силу размеров все сооружения внутри разместить не удалось, поэтому вне крепости Ораниенбаума находились конюшни, казармы, амбары. Проект дворца исполнил Ринальди. Замысел оригинален тем, что находясь перед этим дворцом пригорода С-Пб., трудно сказать, какое строение Вас ожидает внутри. Простое оформление фасада обманчиво: в самом деле в такой простоте скрыто гармониченое сочетание пропорций. Внутренность Дворца в Петерштадте устроена для бытовых удобств. Однако нашлось место и великолепному Картинному залу, который сильно выделяется среди остальных помещений. Здесь подобрана полнота голландской, итальянской, немецкой, фламандской школ живописи XVII-XVIII веков. В интерьере Картинного зала сохранились и такие уникальные произведения, как росписи в традициях китайской живописи, копсоли, китайский фарфор. Ещё одно примечательно помещение дворца – Будуар. Здесь отделка стен голубым атласом была впоследствии заменена облицовкой деревом, а оригинальный плафон работы самого Ринальди содержит военные сцены, изображения Петерштадта и Увеселительного моря, которые отличаются тонкостью проработки рельефа.

Китайский дворец Ломоносова

В 1762 году архитектор Ринальди приступил к реализации своего жемчужного замысла. Это был Китайский дворец в Ораниенбауме, который получил своё называние из-за ряда комнат, где широко используется декоративные мотивы китайского искусства. Декором занимались в основном русские и итальянские живописцы и скульптора. Не случайно в 1766 году из Италии было привезено множество плафонов. Анфилада расположилась вдоль фасада Китайского дворца Ломоносова, а выступающий в центре фасада ризалит отвечает Большому овальному залу. По бокам к дворцу также прилегают малые анфилады. Фасады также украшены пилястрами, гирляндами цветов, орнаменты, филенки с лепными гирляндами. Низкая терраса связывает Китайский дворец пригорода Петербурга с небольшим парком, знаменитым своими вековыми дубами-гигантами. По проекту архитекторов Андрея Штакеншнейдера и Л. Бонштедта к торцевым фасадам Китайского дворца в 1850 годах были пристроены Большая и Малая переднии, а также застеклённая галерея. За скромным фасадом скрывается роскошный интерьер: залы Китайского дворца богато украшены лепниной, росписью, резьбой, позолотой. Среди прочих выделяется растительный орнамент, выполненный лично Ринальди. Первоночально полы были сделаны из смальты и искусственного мрамора, однако затем их начали выкладывать из паркетов розового, красного, амарантового дерева, палисандра, клёна, берёзы, граба, тисса, которому суждено было стать достопримечтальностью дворца. Единый стиль объединяет интерьеры разных помещений, которые включают в себя зал Муз, Голубую гостиную, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный кабинет, Малый и Большой китайские кабинеты. Зал Муз изначально предназначался для проведения концертов. Он отличается обилием света и нежными росписями. Голубая гостиная примечательна живописнами полотнами. Стеклярусский зал – самый изысканный в Китайском дворце Ораниенбаума. Стены выполнены из уникальных декоративных панно, вышитых стеклярусом и синелью. На них изображены растения и птицы на фоне сказочного пейзажа. Кабинет также украшен плафонами. В Большом зале интерес представляют портреты Петра I и императрицы Елизаветы Романовой. Мозаичные обрамления барельефов выполнены из смальт. Стены и коринфские колонны Большого зала отделаны искусственным мрамором. Большой зал Китайского дворца Ломоносова несёт в себе спокойствие и торжественность одновременно, а также черты нового архитектурного стиля. Штукатурный покой, напротив, носит каменный характер. Покой примечателен низким панно с рельефом, а также позолоченными гирляндами и большим количеством живописи. Малый китайский кабинет украшен плафоном и является переходным залом между Большим китайским залом и остальной частью Китайского дворца. Большой зал объединяет черты нового архитектурного стиля и декоративного китайского зодчества. Стены украшены плафоном, а также большими панно с изображениями китайских бытовых сцен. Панно выполнено из таких экзотических материалов, как палисандр, персидский орех, амарант, самшит. Высокая падуга орнаментирована лепкой. Среди помещений не основной анфилады Китайского дворца Ораниенбаума можно выделить Опочевальню Екатерины II (Екатерины Великой), Розовую гостиную, Штофную опочивальню, Кабинет и Будуар. Реставрации фасада и интерьеров дворца этого пригорода С-Пб. в середине XX века позволили открыть для посетителей все помещения

Павильон Катальной горки

Катальная горка – своеобразный памятник широкой души императрицы Екатерины II (Екатерины Великой). Сейчас сохранилась её часть – каменный павильон, от которых в сторону парка шёл деревянный скат для катания на специальных колясках. Катальная горка была построена в 1774 году по проекту Ринальди и была подобна Катальной горке в Царском селе и дворцовом селе Покровском. Общая протяжённость Катальной горки Ораниенбаума составляла более полукилометра. Центральный зал павильона представляет собой ротонду с купольным завершением. По осям вдоль радиусов к ней примыкают ещё шесть помещений Катального павильона Ломоносова. Галерея-колоннада опоясывает второй этаж павильона и подпирает третий. Внешний вид привлекает лестницами, ступенчатостью, ажурностью здания, которое украшено пилястрами, балюстрадой, филенками и лепкой. Купол павильона Катальной горки венчает статуя Терпсихоры. В оформлении павльоны широко использована и декоративная лепка на стенах, падугах и плафонах. Охотничий кабинет украшен разноцветным панно с охотничьими сценами, а фарфоровый кабинет искусно отделан росписью и лепкой. Плафон Фарфорового кабинет содержит горельефные фигурки сказочных животных и изделия из фарфора. Аналогично расписаны стены и плафон Круглого зала – главного помещения Катальной горки. Стены также украшены гирляндами, венками, музыкальными инструментами. В средней части плафона – золотой трельяж, увитый зеленью и как бы открытый в небо. Пол Круглого кабинета павильона Катальной горки Ораниенбаума покрыт искусственным мрамором с нанесённым орнаментом. После обильной реставрации в 1959 году павильон Катальной горки был открыт для гостей Ломоносова.