Русский музей

Адрес: Инженерная ул., д.4, ст.м. "Невский проспект"

Телефон: 595-42-48

Часы работы: 10.00-18.00 (пн – до 17.00), выходной – вторник

Показать карту

Русский музей открыт в 1898 году в Михайловском дворце (архитектор – К. Росси). Русский музей содержит крупнейшее в миресобрание русского искусства – от древних икон до авангарда XX века (почти 400 тыс. экспонатов. Работы выдающихся русских мастеров: М. Врубеля, В. Серова, К.Петрова-Водкина и др.

Русский музей стал первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. Необходимость создания подобного учреждения возникла ещё с тех времён, когда в России, и в особенности в Петербурге, стали накапливаться ценнейшие произведения искусства, богатства, личных коллекций, которые включали картины, скульптуры, драгоценности. Среди известных представителей владельцев таких галерей и коллекций, которые охотно готовы были поделиться произведениями искусства и сделать их доступными для публики, можно выделить Павла Свиньина и Павла Третьякова. Однако критик Владимир Стасов отмечал: «…Как ни прекрасна и как ни превосходна инициатива этих Прянишниковых, Третьяковых, Солдатенковых, не следует, чтобы все дело осталось на одних только плечах этих благородных, великодушных добровольцев…Надо, чтобы государство создало сначала один, а потом несколько центров, куда бы собирались произведения национального искусства,.... и где их бы мог всегда находить весь народ, как свое драгоценное достояние».

Реализовать планы по созданию Русского музея было суждено только в 1895 году при императоре Николае Александровиче (Николае II). Для этой цели был выбран Михайловский дворец. Работами по перестройке интерьеров для Русского музея руководил архитектор Василий Свиньин. В результате работ по перепланировке нетронутыми остались только парадная лестница и Белый зал Михайловского дворца. 

В Русском музее предполагали создать четыре отдела: художественный, этнографический, художественно-промышленный. Непосредственно перед открытием Русскому музею были переданы как некоторые коллекции Эрмитажа, Царскосельского музея, музея Академии художеств, так и частные коллекции Александра Лобанова-Ростовского, Марии Тенишевой. В 1898 году состоялось торжественное открытие Русского музея, который предоставил на широкое обозрение такие шедевры, как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Сватовство майора» Павла Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ивана Репина, а также полотна художников Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Ивана Шишкина, скульптуры мастеров Василия Шубина, Марка Антокольского. В 1902 году для экспонатов этнографического отдела построили специальный корпус по проекту архитектора Василия Свиньина, где позже сталрасполагаться Российский этнографический музей. Постепенно весь музейный комплекс стали называть просто Русским музеем, позже к нему также примкнули такие дворцы, как  Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский, Мраморный дворцы и, кроме того, Летний сад. Русский музей исторически стал вторым музеем города после Эрмитажа, накопив около полумиллиона экспонатов и охватив все исторические периоды, инастоящей достопримечательностью Петербурга.

Строительство  Михайловского дворца по проекту К. Росси начинается 17 апреля 1819 года и продолжается до 1823 года, да еще два года потребовались для внутренней отделки. Здание построено по традиционной схеме усадебного дома с парадным двором, заключенным между боковыми крыльями – служебными корпусами. Фасад центральной части дворца носит праздничный, торжественный характер. Колоннада вырывается из плоскости стены и образует стройный портик, увенчанный пышным фронтоном. Под своды портика ведет изогнутый пандус, по которому кареты подъезжали прямо к дверям дворца. Торжественна и широкая гранитная лестница с двумя бронзовыми львами. В центре ограды перед дворцом – широкие ворота с выразительным чугунным кружевом. Символы воинской доблести эффективно скомпонованы в украшениях решетки. В городе на Неве, богатом узорами оград, эта – одна из самых прекрасных.

Большое впечатление оставляет вестибюль дворца. Его усиливают выразительные росписи плафона – изображения атлантов, которые подпирают свод, вознесшийся ввысь. По обычаю того времени залы дворца расположены в одну линию. Каждая комната казалась верхом совершенства, и не было двух похожих. Все представляло собой тончайшие произведения искусства: живописные плафоны, лепные украшения стен, мраморные рельефы, золоченые люстры, резная мебель, бронза, хрусталь, фарфор. Стены в парадных залах и гостиных покрывали дорогие декоративные ткани. О Михайловском дворцемного писали и говорили не только в России, но и за границей. В те времена архитектор чаще всего становился руководителем строительства, осуществлял свой проект. Росси блестяще справился с этой работой, собрав вокруг себя лучших мастеров, и переходил с ними со стройки на стройку. Сам же первый придворный архитектор Карл Росси не гнушался черновой и мелкой работы. Для Михайловского дворца Росси создал буквально все – от общей композиции до завитков орнамента на портьерах и дверных ручках. Каждый предмет делался для определенного места в здании, так же как каждое сооружение проектировалось для своего определенного места в ансамбле. Поэтому Михайловский дворец стал жемчужиной архитектуры – в нем соблюдено абсолютное единство стиля, блестящий, подробно разработанный замысел воплощен полностью и с безукоризненным мастерством.

Архитектором Карлом Росси было осуществлено возведение дворца по поручению императора Александра I для великого князя Михаила Павловича, младшего брата царя. После его кончины в 1849 году хозяйкой роскошных апартаментов осталась вдова великого князя Елена Павловна. От своего супруга и большинства представителей дома Романовых она отличалась интересом к литературе, искусству, науке, была одной из самых образованных женщин того времени. В салоне Михайловского дворца встречались писатели, художники, музыканты, ученые. В дальнейшем,  после кончины хозяйки дворца, а в последствии и ее дочери великой княгини Екатерины Михайловны – здание осталось без необходимого присмотра и начало быстро ветшать. 13 апреля 1895 года был подписан царский указ об учреждении «Императорского музея русского искусства имени Александра III». 7 марта (по новому стилю 19 марта) 1898 года музей открылся. Русскому музею отводился Михайловский дворец, выкупленный казной у потомков великого князя. Первая художественная экспозиция была невелика и занимала только тридцать семь залов главного здания дворца. Основу собрания составили сто двадцать картин, переданных из Академии художеств, восемьдесят – из Эрмитажа, двести – из загородных царских дворцов, а также коллекции богатых и знатных меценатов. Первые посетители увидели прекрасные полотна, созданные крупнейшими отечественными живописцами. Они и поныне составляют славу Русского музея, несмотря на то, что количество его экспонатов увеличилось многократно. Особенно полно представлено творчество Карла Брюллова: сорок его работ украшали залы, и среди них почетное место занимало всемирно известное полотно «Последний день Помпеи».  После 1917 года первая экспозиция была представлена в 1918 году. Она являлась продолжением выставки древнерусской живописи.  В 1922 году экспозиция была представлена на научной основе с учетом исторической последовательности и продуманности художественного оформления. В 1934 году этнографический отдел становится самостоятельным Государственным музеем этнографии. Тогда же передается Эрмитажу историко-бытовой отдел, созданный в 1913 году. Зато возник отдел народно-художественных ремесел. Образовался отдел декоративно-прикладного искусства. В 1925 году в Русском музее открылась выставка картин Федора Рокотова – полузабытого живописца XVIII века.

Сегодня Михайловский дворец –  главное здание Государственного Русского музея, признан жемчужиной архитектуры, шедевром мирового значения. Это же относится и к интерьерам Русского музея. Во многих залах Русского музея можно увидеть великолепную отделку, тонкую лепку, декоративные росписи, легкие колонны, искусный узор дверных украшений.

Но главное в залах Русского музея, конечно, экспонаты. Здесь собраны художественные ценности, созданные начиная с XI века до современности. В Русском музее сосредоточены произведения всех видов изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Основное  место среди памятников древнерусского искусства занимают иконы. Представлены различные школы древнерусской иконописи. Грандиозное собрание  живописи XVIII – XX веков составляет основу экспозиции музея. Коллекция живописи Русского музея сравнима с собранием картин Государственной Третьяковской галереи. В Русском музеи сложилось самое богатое в мире собрание отечественной скульптуры. Статуи, многофигурные композиции, бюсты, рельефы соседствуют с живописью почти в каждом зале. Гордость Русского музея – великолепная коллекция русского фарфора. Начало его производству положил выдающийся ученый-химик, сподвижник Ломоносова – Д. И. Виноградов. Он открыл секрет изготовления фарфора и лично изготовил значительное количество предметов, что позволило основать в 1740-х годах в Петербурге императорский фарфоровый завод. На весь мир знамениты изяществом форм, тонкостью и разнообразием отделки парадные столовые сервизы: «Собственный» (1750-е годы), «Кабинетный» (1790-е годы), «Юсуповский» (1790-е годы), «Михайловский» (1830 год) и другие. Интересна и своеобразна в Русском музее посуда из фаянса. Ее в России начали выпускать позже, чем фарфоровую, – в конце XVIII века. Одно из лучших изделий императорского стекольного завода в коллекции Русского музея – десертный сервиз «Орловский», выпущенный в конце XVIII века. Он сделан из прозрачного стекла и украшен искусной позолотой. Много хранится изделий из отечественного камня: малахитовая шкатулка, созданная мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики в первой половине  XIX века, ваза из ревневской яшмы – сосуда благородной формы в стиле русского ампира, создавалась по рисункам А.Н. Воронихина и К.И. Росси. Значительное место в фондах  Русского музея отведено работам мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной в 1717 году. Один из наиболее известных экспонатов этой коллекции – шпалера «Полтавская баталия», вытканная  в 1764 году. В центре ее  – конный портрет Петра I – монументальный убедительный образ полководца. В Русском музее много образцов различных тканей,  начиная от средневекового шитья.  Почти четвертую часть собрания разнообразных предметов, созданных с XVII века до наших дней, составляют вышивки, набивные ткани, шитье, кружева, головные уборы, платки, шали, костюмы, подзоры, бисерные украшения, полотенца … Столь же богаты коллекции изделий из дерева, керамики, металла, кости.  Очень интересны собрания монет, медалей, табакерок, самоваров.

В собрании Русского музея хранится немало картин эпохи социализма. Планируется разместить эту коллекцию в одном из залов корпуса Бенуа. Расширится экспозиция декоративно-прикладного искусства. Постоянная выставка фарфоровых и стеклянных шедевров Врубеля, Малевича, Мухиной и других художников также расположится в корпусе Бенуа.

С апреля 2012 года Русский музей присоединяется к виртуальной мегагалерее Google Art Project, где представлены крупнейшие музеи мира.

Русский музей – настоящая энциклопедия отечественного искусства. Без знакомства с ним не может быть полного представления  об отечественной культуре и национальном характере и сегодняшней жизни России, о городе на Неве.