Улицы Петербурга

В 1737 году специальным указом правительства России была учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении». Фактическим руководителем стал замечательный русский архитектор и градостроитель П. М. Еропкин. Он владел многими языками, увлекался многими науками, занимался переводами. Был разработан новый план столицы, в котором были отражены передовые идеи русского градостроительства.

В 1738 году по предложению Комиссии о Санкт-Петербургском строении улицам Петербурга стали давать первые официальные наименования. Многие из них существуют и сейчас. С этого времени появляются и первые указатели. Названия улиц Петербурга, набережных и площадей писались на специальных дощечках, укрепленных на столбах. Было установлено таких 732 столба.

С 1768 года по указу Екатерины II на фасадах многих угловых домов появились мраморные доски с названиями улиц, а также с указаниями номеров городских частей и кварталов. В 1803 году мраморные доски заменили жестяными, а с 1896 года – эмалированными.

Улицы Санкт-ПетербургаВ конце XVIII века была проведена общая нумерация домов по Петербургу. В 1791 году в Петербурге имелось 4554 номера.

В 1834 году была проведена реформа в нумерации домов и с этого времени дома на улице от начала и до конца улицы имели свою единую нарастающую нумерацию. А с 1858 года – левая сторона улиц Петербурга стала четной, а правая – нечетной. Такая система характерна только для Санкт-Петербурга, так же как и отсчет начала улиц от водных артерий.

Улицы Санкт-ПетербургаС 1710 года в Санкт-Петербурге начинается частичное мощение улиц булыжником. А для благоустройства магистралей города Петр I издал указ « о привозе на речных судах и сухим путем на возах приезжающих определенному числу диких камней». В 1715 году выложили булыжником Большую Невскую першпективную дорогу. Этим было положено начало каменному мощению петербургских улиц. К концу царствования Петра I значительная часть улиц в Санкт-Петербурге была замощена камнем либо деревянными настилами, и содержались улицы в надлежащей чистоте.

Впервые в мире деревянные мостовые из шестигранных шашек-торцов появились в Петербурге по предложению изобретателя В. П. Гурьева. В 1820 году ими были выложены участки Большой Морской и Миллионной улиц, а в 1832 году – Невский, от начала до Фонтанки. А к 1910 году торцами полностью были замощены 16 улиц в Петербурге – то есть те магистрали, которые проходили через наиболее престижные и богатые кварталы города: Невский проспект, Большая Морская, Малая Морская, Дворцовая набережная, Английская набережная и другие.

Первое применение асфальта для покрытия мостовых было в 1839 году – возле Тучкова моста. Но асфальтирование улиц в Петербурге стало применяться позже, в 1870 году появился асфальт на Фонтанке у Соляного городка, в 1890 году – перед одним из домов на Малой Морской, в 1892 – на Большой Конюшенной улице.

Благоустройство первых петербургских улиц и тротуаров достигалось нелегкой ценой, их всячески оберегали от преждевременной порчи. Еще 1 сентября 1715 года за подписью Петра I был издан указ, запрещающий петербуржцам подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями. В 1857 году был принят специальный строительный устав. В нем предусматривалось , что «высота возводимых домов не должна превышать ширину улиц, где они строятся, и быть не выше 11 сажен и не ниже 5,5 аршин». Это сыграло положительную роль в создании строгого и стройного облика Петербурга.

Улицы Санкт-ПетербургаПервые фонари, положившие начало уличному освещению Петербурга, были повешены на фасадах четырех улиц вблизи Петропавловской крепости 23 ноября 1706 года по случаю празднования победы русских войск над шведами под Калишем. С тех пор они стали зажигаться по всем праздникам. Первый проект постоянного уличного освещения был разработан архитектором Ж.-Б. Леблоном в 1718 году и одобрен Петром I. Четыре фонаря, изготовленные по этому проекту на Ямбургском стекольном заводе были установлены на набережной Невы против петровского Зимнего дворца. Так началось регулярное освещение улиц в Петербурге. К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга и главным образом на Невском проспекте установили 595 фонарей. В ночное темное время конопляное масло в фонарях зажигали под присмотром специально созданной команды. Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они довольно тускло, разбрызгивая горячие капли на прохожих. К 1858 году в Петербурге горело 8494 фонаря. С 1821 года стали появляться первые газовые фонари, а с 1863 года – керосиновые светильники. В июле 1873 года впервые было продемонстрировано электроосвещение, в двух фонарях заменили керосиновые лампы лампами накаливания, из которых изливался яркий белый свет. Но не получив поддержки от правительства, А. Н. Лодыгин не смог наладить массового производства электроламп и широко применить их для освещения. К 1914 году в Петербурге на улицах города горело 13950 фонарей, из них керосиновых – 2505, газовых – 8425, электрических – 3020.