Исаакиевская площадь

Во время строительства Исаакиевского собора архитектор Огюст Монферран начал задумываться осоздании Исаакиевской площади, которая должна была гармонично вписаться в центр Петербурга и стать одним из красивейших архитектурных ансамблей. Одновременно с Монферраном трудился архитектор Антуан Модюи. Однако, в конце концов, был принят проект Монферрана, который, впрочем, использовал часть наработок Модюи.

Ещё в 1818 году по проекту архитектора Вильяма Гесте был построен самый широкий мост Петербурга (Синий мост), перекинувшийся через Мойку и соединявший саму площадь с будущим Мариинским дворцом. Сам Мариинский дворец был заложен лишь в 1849 году по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера в стиле классицизм на месте дворца, который строил архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. С 1845 года Мариинский дворец стал официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге и был назван в честь Марии Николаевны. С 1884 года в Мариинском дворце размещался Комитет министров Российской Империи и Государственный совет и Государственная канцелярия Российской Империи. И на протяжении всей своей истории Мариинский дворец был «политическим», в нём находились важные государственные органы и проходили официальные встречи. Мариинский дворец получился строгим и красивым. Нижняя часть фасада обработана рустом. Здание украшено коринфскими колоннами, аттиком, пилястрами и фронтонами. При главном входе расположена аркада, поддерживающая балкон. В отделке интерьеров Мариинского дворца участвовали такие мастера, как скульптор Давид Йенсен, художники Антонио Виги, Șоган Дроллингер. До сих пор это место пропитано официальностью и строгостью, здесь расположено Законодательное собрание.

В 1850 годах завершались отделочные работы Исаакиевского собора. Многочисленные мастерские, бараки и ограждения исчезли с площади. В1860 году шли работы по созданию и благоустройству Исаакиевского сквера.

Рядом с памятником императору Николаю Павловичу (Николаю I) находился часовой пост. Сам памятник появился в 1859 году в центре Исаакиевской площади. Рисунок памятника выполнил сам Монферран, ваял его скульптор Роберт Залеман. Конную статую Николая I создал скульптор Пётр Клодт. Модель скульптуры была уникальна тем, что имела только две точки опоры. В ансамбль памятника вошли также фонари-торшеры, выполненные мастером Романом Вейгельтом. Горельефы с изображением разных исторических периодов правления императора ваяли скульпторы Роберт Залеман, Пётр Клодт и Николай Рамазанов. Скульптура получилась величественной и оригинальной.

В 1846 году архитектором Адрианом Робеном было построено здание будущей гостиницы «Англетер». Позже уже гостиница «Астория» (построена в 1912 году архитектором Фёдором Лидвалем) завершила облик Исаакиевской площади, придав ей одновременно деловой, официальный, но и исторический, красивый вид, представляющий собой политический центр (Мариинский дворец), украшенный памятником Николаю I и крупнейшим православным собором (Șсаакиевский собор).