Михайловский замок

Адрес: Садовая ул., 2

Телефон: 8 (812) 570-5112

Часы работы: 10:00-18:00

Показать карту

Михайловский замокМихайловский замок был основан в 1797 году императором Павлом Петровичем (Павлом I). Само здание Михайловского замка было построено архитектором Василием Баженовым в стиле классицизм. Работами также руководил архитектор Винченцо Бренна. Михайловский замок был построен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Здание Михайловского замка получилось огромным и впечатляющим, это был настоящий восьмиугольный дворец с ионическим портиком и фронтоном, украшавшими фасад (авторы – скульпторы-братья Пьетро, Джакино и Лоренцо Станджи).

Михайловский замокМихайловский замок (Инженерный замок по названию Главного инженерного училища, размещённого здесь в 1820 году) – настоящий символ романтического Петербурга. Михайловский замок – суровая и загадочная, но очень нарядная и яркая крепость со множеством скульптур, фризов, колонн, декоративных камней. Северный фасад Михайловского замка украшен высоким аттиком, открытой террасой, гранитной лестницей и бронзовыми статуями. Боковые фасады Михайловского замка увенчаны башнями со шпилями. Над Михайловским замком трудились также такие известные архитекторы, как Карл Росси, Чарльз Камерон, Фёдор Свиньин, Джакомо Кваренги. Часть рисунков и планировок для интерьера подготовил сам Павел I. Император стремился завершить строительство Михайловского замка как можно быстрее, поэтому часть материалов доставлялось сюда со строек павильонов в Царском Селе, Таврического дворца и даже Исаакиевского собора. Тысячи человек трудились и днём, и ночью (при освещении фонарей и факелов).

В 1800 году в день Архангела Михаила Михайловский замок был торжественно освящён, однако работы над интерьером всё ещё продолжались.

Михайловский замокВнутренние помещения Михайловского замка обладают сложной конфигурацией: круглые, овальные, многоугольные, с нишами, украшены они картинами (Рафаэловская галерея), скульптурами, парадной лестницей. Самые известные залы Михайловского замка: Тронный, Овальный и Церковный залы.

Ансамбль Михайловского замка включает Михайловский манеж, две караульни и дворцовые конюшни (автор – архитектор Винченцо Бренна). В 1800 году перед зданием Михайловского замка также был установлен памятник Петру I работы скульптора Бартоломео Растрелли, который стал первым конным памятником императору. После того, как Павел I покинул Михайловский замок, последний пустовал до 1823 года, когда здесь были размещены инженерные училища.

Михайловский замок – потрясающий по красоте дворец-крепость, а позднее – филиал Русского музея, который стоит в ряду лучших музеев Петербурга.

Михайловский замокНа самом большом плафоне центрального зала в галерее Рафаэля – Винченцо Бренна протягивает входящим в зал свиток чертежей замка и указывает рукой на своих учеников, среди которых Карл Росси – будущий гений Санкт-Петербурга. Рядом – мальтийские кресты, герб с таким же крестом встречается всем, кто поднимается по парадной лестнице дворца, а восьмигранный двор – это ассоциация с лучами, символизирующими восемь рыцарских доблестей – неожиданное решение. Павел очень гордился, что ему выпала судьба стать великим магистром мальтийского ордена, он страстно мечтал возродить рыцарство. Он не жалел денег на убранство Михайловского замка – столько природного камня, торжество мрамора всевозможных оттенков и резного рисунка. Чтобы достать новый мрамор для замка Винченцо Бренна стал комиссаром каменоломен, сам ездил в Выборгскую губернию, разыскивая нужный мрамор и гранит для Михайловского замка. Он понимал, что строит не просто резиденцию, а крепость для императора, так как слухи о готовящемся заговоре неумолимо распространялись по Петербургу.

Освящение Михайловского замка состоялось в назначенный заранее день – на Михайлов день, вечером давали бал в Георгиевском зале. 1 февраля 1801 года Павел с Марией Федоровной переехал из Зимнего дворца в замок. Через несколько дней – великие князья и даже фаворитка Павла – Анна Лопухина. В помещениях Михайловского замка стояла очень большая сырость, печи не могли все просушить, бархат на стенах начал покрываться плесенью. Для постороннего взгляда Михайловский замок был чудом роскоши и вкуса. Северный берег омывался Мойкой и отделан был гранитом. На полубастионах – пушки. Тройной каменный мост подводил к Воскресенским воротам Михайловского замка, где имели право проезжать только члены императорской семьи и послы иностранных государств. Цепной мост на ночь поднимали. Резиденция императора внушала и почтительный трепет и панический страх.

Своим покровителем Павел Петрович считал Петра I, поэтому повелел установить статую Петра на площади перед Михайловским замком: «Прадеду Павел». Конная статуя была отлита еще в царствование Елизаветы Петровны по проекту скульптора Растрелли. Но Елизавете памятник не понравился, и почти 40 лет он пролежал на невской набережной возле Исаакиевского моста.

Красная окраска Михайловского замка многих удивляла, казалась нелепой. На одном из балов Павел поднял перчатку, оброненную Анной Лопухиной и обратил внимание на необычный ее цвет. И повелел отправить перчатку архитектору В. Бренну, как образец цвета для окраски Михайловского замка. По другой версии – именно красный цвет доминировал в символике мальтийского ордена.

Однажды Павел сказал, что он хотел бы умереть там, где родился. На месте Михайловского замка ранее располагался летний дворец Елизаветы Петровны, в котором он родился в 1754 году. 40 дней, которые Павел I прожил в Михайловском замке, явились прелюдией одной страшной ночи. В 12.30 в ночь на 12 марта заговорщики постучались в спальню Павла. Он слышал их шаги, голоса, но не мог позволить себе бежать через тайную дверь. Мальтийский орден не позволял ему этого. Только близкие видели, как безудержно рыдала Мария Федоровна, узнав о гибели Павла I. Она потребовала, чтобы принесли его окровавленную одежду, и увезла в Павловск. Там до конца своей жизни она хранила ее в комнате Павла и молилась.

Новый император Александр I изгонял из жизни все, что напоминало о страшной кончине отца. 19 марта 1881 года подписал указ о приостановке отделки Михайловского замка. Александр I предпочитал Воронихина и любимых зодчих Екатерины II – Кваренги и Камерона. Винченцо Бренна в январе 1882 года просит об увольнении и в августе 1882 года уезжает из России. Гатчина, где В. Бренна блестяще развернул свое дарование, остается позади вслед за Петербургом.

В Михайловском замке по распоряжению Александра I начинают проживать сотни государевых чиновников, что еще более способствует его постепенному разграблении и разрушению. Великий князь Николай Павлович в начале 20-х годов XIX века предлагает брату разместить в Михайловском замке Главное инженерное училище. Так у Михайловского замка появилось еще одно имя – Инженерный. Залы Михайловского замка стали классами для кадетов. Не избежал разорения и дворцовый храм Михаила Архангела, где разместили чертежную мастерскую. «В забвенье брошенный дворец …» – А.С. Пушкин.

Все, что создал Винченцо Бренна в России, можно назвать эскизом к Михайловскому замку. На границе дворцового парка в Гатчине – благодарная колоннада адмиралтейских ворот, павильон Венеры на Белом озере, портал «Маска» возле Березового домика, залы в Гатчинском и Павловском дворцах. Михайловский замок – самый главный роман его жизни.