Адрес: Дворцовая пл., д.2

Телефон: 710-96-25

Часы работы: 10.00-17.00. Вс до 16.00. Пн - выходной

Показать карту

Зимний дворецЭрмитаж – один из величайших музеев мира. Эрмитаж расположен в пяти исторических зданиях, включая Зимний дворец, являющийся главным в Эрмитаже. Созданный выдающимся зодчим Ф.Б. Растрелли в парадном стиле барокко, Эрмитаж был царской резиденцией. В Эрмитаже хранится около 3 млн памятников культуры и искусства. Ежегодно до 4 млн человек посещает эту крупнейшую художественную сокровищницу мира. Для того чтобы познакомиться с экспозицией всех залов Эрмитажа потребуется пройти более 20 километров, а если возле каждого экспоната задержаться только на одну минуту, то,  посещая Эрмитаж ежедневно по 8 часов, для осмотра всех коллекций придется потратить почти 15 лет.  

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского, была доставлена в Петербург и размещена в Зимнем дворце.

Слово ermitage по-французски значит «место уединения». Мода на эти Эрмитажи в середине XVIII века была огромной. Как члены двора, так и многие богатые люди строили для себя такие здания, чтобы иметь возможность вести личную беседу с кем-нибудь, не опасаясь присутствия свидетелей. С начала XIX века весьма ограниченное количество людей с разрешения управления дворца имели возможность осмотреть коллекции Эрмитажа. И хотя в 1852 году состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа, который стал именоваться «Публичным музеумом», попасть в него было не так просто. Билеты выдавались придворной конторой при наличии рекомендаций влиятельных лиц. Лишь в конце XIX века доступ в музей Эрмитаж был относительно свободным.

Коллекция императрицы Екатерины Великой состояла сначала из 225 голландских и фламандских картин коммерсанта Șоганна Гоцковского, который собирал эту коллекцию для короля Пруссии Фридриха II. Король не смог её приобрести из-за плачевного состояния казны, а сам Гоцковский имел долги перед Россией и был вынужден отдать коллекцию по желанию императрицы. Однако такая богатая коллекция была доступна только Екатерине II, во многом поэтому место её хранения было уединённым, что и привело к названию Эрмитаж. В 1769 году Екатерина Великая приобретает ещё одну коллекцию картин министра Саксонии Генриха фон Брюля. Среди самых знаменитых авторов Вечеллио Тициан и Бернардо Беллотто. Ещё через три года Эрмитаж получает свою самую ценную коллекцию, которая определят лицо всего собрания картин. У барона Франции Пьера Кроза императрица приобретает полотна художников Вечеллио Тициана, Питера Рубенса, Харменса Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Санти Рафаэля, Николо Пуссена, Антуана Ватто. В 1779 году Эрмитаж пополняет коллекция британского премьер-министра Уолпола, содержавшая несколько полотен Рембрандта и Ван Дейка. Через некоторое время в Эрмитаже появилась значительная коллекция скульптур английского банкира Джона Лайд-Брауна, включавшая работу скульптора Буонаротти Микеланджело, а также библиотеки Франсуа Вольтера и Дени Дидро.

Екатерина II постоянно пополняла коллекцию Эрмитажа работами лучших мастеров. Среди ценных вещей были гобелены, ковры, гравюры, драгоценные камни, ювелирные украшения, монеты и медали. В общей сложности картин императрица приобрела около 4000.

В 1787 году строятся здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра архитекторов Юрия Фельтена и Джакомо Кваренги. В первом здании было хранилище некоторых предметов искусства, а второе было сооружено специально для разраставшегося дворцового театра.

Здание Нового ЭрмитажаЛео фон Кленце в 1851 году строит уже Новый Эрмитаж, известный своим портиком на Миллионной улице со скульптурами атлантов работы скульптора Александра Теребенёва. Șменно в этом здании открывается первый публичный музей, ставший предшественником современного Эрмитажа – главной достопримечательности Петербурга и самого богатого музея России.

К чудесам света можно смело причислить огромных пятиметровых атлантов, вырубленных из гранитных монолитов, поддерживающих портик Нового Эрмитажа. В основании трех скульптур высечено: «Работ. Александр Теребенев. 1848 г.». За этой скупой надписью стоит, без преувеличения, творческий подвиг Александра Ивановича Теребенева и русских мужиков-каменотесов.

Атланты, поддерживающие портик Нового ЭрмитажаПроект создания портика с атлантами принадлежит баварскому архитектору Лео фон Кленце, зодчий В. П. Стасов внес уточнения: «Фигуры сии сделать из сердобольского гранита с глянцем, ибо без оного фигуры сделаются похожими на булыжник …». Гранит в город доставляли водой. Работа предстояла колоссальная: десять огромных каменных фигур. 150 каменотесов, обученных скульптурному мастерству, выполнили работу за три года, далее фигуры надо было отполировать до блеска и все делалось вручную. К сожалению, этот удивительный по художественному совершенству парадный подъезд музея закрыт. И многие могут не заметить питерского «чуда-света». Других таких атлантов в мире нет.

Архитектор и скульптор А. И. Теребенев (1815 – 1859) был наделен разнообразными талантами. Он так же воссоздал интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 года, занимался мелкой скульптурной пластикой, придумал простой и интересный способ изготовления переводных картинок – декалькоманию, что радовало целые поколения детишек и применялось в книгопечатании.