Площадь Декабристов

Исаакивский собор, прекрасный, один из самых больших в мире, венчает великолепный ансамбль Петербурга – площадь Декабристов (Сенатскую площадь). Исаакиевский собор сейчас знаменит потрясающим по красоте и величию золотым куполом и многочисленными колоннами, которые были установлены через много лет после основания.  

На площади Декабристов (Сенатской площади) также располагаются здание Сената и Синода и памятник Медный всадник. Șстория создания памятника царю представляет самостоятельный интерес. Скульпторами Медного всадника являются Этьен Фальконе и Мари Колло, которая ваяла голову Петра I. Главным литейщиком скульптуры стал Ефим Хайлов. Согласно рассказам, Хайлов лично спас будущую скульптуру, зажав отверстия прорвавшей от горячего металла трубы собственной одеждой. Громадный камень для памятника нашли в посёлке Лахта на берегу Финского залива (расколотый молнией гром-камень). В город с огромным трудом его доставляли сотни людей. Медный всадник стал символом Петербурга, лавровый венок на голове царя, вздыбившийся конь и змея под его копытами – символом мощи и побед России.

На противоположной от Адмиралтейства стороне площади Декабристов (Сенатской площади) расположились здания Сената и Синода. Здесь находились государственные учреждения. В Сенате, основанном также Петром I, занимались административными вопросами, а в Синоде – всеми церковными делами России. Здания богато украшены скульптурами. Среди них можно выделить скульптурную композицию на аттике и статую Благочестия. Скульптором этих творений был Василий Демут-Малиновский.

Таким образом, появился целый ансамбль площади Декабристов (Сенатской площади), автором которого стал архитектор Карл Росси. А окончательно спроектированный в стиле классицизм архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор, как и все соборы до него, стал памятником Петру I, который родился в день святого Șсаакия Далматского.

На Адмиралтейском проспекте дом № 12 возле бывшего особняка Л. Я. Лобанова-Ростовского по сторонам парадной лестницы на прямоугольных гранитных постаментах возвышаются большие мраморные львы. Придавая строгую торжественность подъезду княжеского особняка, величавые царственные звери одновременно символизировали силу, богатство и власть именитого хозяина дома и словно несли сторожевую службу. Мраморные львы подписанные: на подставке (пне под брюхом одной из статуй) высечена надпись: «Triscorni Fin Carrara 1810», которая означает, что статуи львов исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году.

А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

Тогда на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…


Петровская площадь (так официально было приказано именовать Сенатскую площадь после установления на ней памятника Петру I) имела большие размеры, поскольку в ту пору не было Александровского сада. Львы охраняют здание, построенное в 1817 – 1820 годах по проекту архитектора О. Монферрана. Главный фасад, обращенный на Адмиралтейский проспект, украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Портик возвышается над аркадой, выступающей вперед. Пандусы (отлогие подъемы) давали возможность каретам подъезжать непосредственно к парадному входу. К этому подъезду и привел Пушкин героя своего «Медного всадника»:

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений…