Адрес: Петроградская наб.

Телефон: 8 (812) 230 84 40

Сайт: www.aurora.org.ru

Часы работы: 11:00-18:00

Показать карту

Крейсер первого ранга «Аврора» был заложен в 1897 году на Адмиралтействе по проекту судостроителя Ксаверия Ратника и торжественно спущен на воду в 1900 году. Работы велись под руководством инженера Э. де Грофе. Название крейсера Аврора выбрано самим императором Николаем Александровичем (Николаем II) в честь богини зари у эллинов. В строительстве отдельных частей крейсера Аврора участвовали заводы: Адмиралтейский Ижорский завод, Александровский чугунолитейный завод, Балтийский завод, завод Я. Пульмана, Фирма «Шатильон-Комментри», Обуховский завод, Металлический завод.

«Аврора» стала одним из крупнейших кораблей России. Водоизмещение крейсера Аврора составляет почти 6,7 тысяч тонн, длина – 126,8 метров, ширина – 16,8 метров, осадка – 6,5 метров, скорость хода составляет 20 узлов. Представленное вооружение на корабле в 1903 году составляло восемь орудий по 152 мм, 24 – 75 мм, две десантные пушки, а также три торпедных аппарата. Борта «Авроры» не бронированы, палубная броня – 38-64 мм. Команда корабля составляет 570 человек. Крейсер «Аврора» стала первым кораблём России, оснащённым якорной системой. Она была установлена в 1902 году.

В том же году крейсер Аврора совершает первый рейс в Кронштадт. В 1902 и 1903 годах проводились кампании крейсера Аврора с целью тестирования и выявления недостатков. В 1902 году корабль проходил испытания в Александровском доке. Главной целью было устранение заметных неполадок и набор скорости до 20 узлов при способности работать непрерывно в течение шести часов. В 1903 году испытания продолжались. Согласно директиве следовало «перед отправкой в Тихий океан судов новой постройки испытывать их механизмы на продолжительном пробеге средним ходом в присутствии комиссии под председательством Командующего Отдельным отрядом судов, назначенных для испытаний, с представителем Технического Комитета и при участии заводских техников». Работы были завершены после исправления всех неполадок. После испытаний крейсер Аврора находился в отряде адмирала Андрея Вирениуса, совершая рейды в Портленд, Ла-Манш, Алжир, Бизерту, Пирей, Суэц, Джибути, Суду. По ходу плавания и в перерывах проводились устранения возникавших неисправностей на крейсере Аврора

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов крейсер "Аврора" совершил переход на Дальний Восток в составе Второй Тихоокеанской эскадры, участвовал в Цусимском морском сражении, окончившемся поражением, прорвался в Манилу на стоянку и был интернирован.

В 1906 году состоялось возвращение крейсера Аврора в Россию (корабль вернулся в Кронштадт). После ремонта крейсер Аврора становится учебным кораблём. В 1906 году на корабле начинаются масштабные работы по починке и совершенствованию, инициированные проведённым адмиралом В. Ленденстремом смотром. Добавляются 75-миллиметровые орудия и два пулемёта Стивенса Максима, кроме того на крейсере Аврора были произведены: демонтаж подводных минных аппаратов, капитальный ремонт, замена дымовых труб, демонтаж некоторых орудий и боевого марса.

В 1908 году новым капитаном крейсера Аврора становится барон Василий Ферзен, через год тесты давали положительные результаты, а командование взял капитан П. Лесков. В 1909-1910 годах крейсер «Аврора» находилась в Средиземном море и Атлантическом океане.

В 1910 году крейсер Аврора опять отправился в заграничное плавание. Находясь на Средиземном море, крейсер Аврора посетил Мессину для получения золотой медали в честь русских моряков, которые приняли участие в спасательных работах во время землетрясения в 1908 году. В 1911-1912 годах крейсер Аврора находился в Балтийском и Средиземном морях. С 1913 года «Аврора» совершала учебные рейды с воспитанниками Морского корпуса по Балтийскому морю под командованием нового капитана Виктора Карцова. С 1914 года «Аврора» участвовала в боевых действиях на Балтике в ходе Первой мировой войны.

В 1916 году командование крейсером Аврора принял на себя капитан Михаил Никольский. Позже корабль участвует в Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской и Второй мировой войнах, затем становится учебным кораблём и крейсером-музеем, помещаясь на вечную стоянку у Петровской набережной. Крейсер «Аврора» – один из главных символов Отечественного флота с богатой историей, славными походами, а ныне – потрясающий «живой» корабль – музей Петербурга.   

В 1917 году после долгого ремонта крейсер Аврора был отправлен на долгую стоянку. Капитаном корабля Михаилом Никольским была введена жёсткая дисциплина с целью предотвратить попытки бунта матросов. Однако план Никольского по ужесточению дисциплины не привёл к ожидаемым капитаном результатам. В 1917 году в ходе Февральской революции произошёл бунт, вызванный открытием огня по матросам за непристойное поведение, в результате которого Никольский был убит. Позже была создана специальная комиссия, а командование на корабле стал вести капитан Николай Эриксон. В ходе Октябрьской революции «Аврора» участвовала в штурме Зимнего дворца, совершив по нему холостой выстрел. В 1917-1918 годах крейсер Аврора проходил ремонт в Гельсингфорсе и Кронштадте, а через год был передан на хранение Кронштадтскому военному порту под охрану крепостного караула. В 1922-1923 годах ремонтные работы продолжали производиться, в том числе на Константиновском доке. Комиссия постановила, что «Аврора» пригодна для использования в качестве учебного корабля. В 1930 годы крейсер Аврора совершал учебные и стратегические рейды от Кронштадта до Архангельска, Скандинавии. Однако позже опять возникла необходимость в капитальном ремонте.

Во время Второй мировой войны корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Капитаном корабля был И. Саков. Позже он был расстрелян за «паникёрство» и «бегство с корабля». Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда. В 1944 году комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного отделения Нахимовского училища.

Даже после участия в боевых действиях и походах, «Аврора» оставалась в центре внимания и переживала значимые события. Так, в 1945 году она была предоставлена киностудии для проведения съёмок фильма «Крейсер «Варяг»». В 1948 году крейсер Аврора пришвартовался к окончательному месту стоянки — Нахимовскому училищу. В том же году крейсер Аврора был награждён орденом Октябрьской революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. На ордене изображён сам крейсер Аврора .

В 1980 году было принято решение о капитальном ремонте крейсера Аврора, в ходе которого были применены уже новые технологии для перестройки подводной части. В 1987 году работы были окончены. На прежнем месте вечной стоянки «Аврору» привязали к берегу металлическими штангами и связали с городскими коммуникациями.

Ещё с 1957 года крейсер Аврора стал филиалом Военно-морского музея.  Расширенная с 1950 годов экспозиция корабельного музея занимает значительное пространство корабля. В экспозиции военно-морского музея – крейсера Аврора – хранится свыше полутысячи уникальных экспонатов, среди которых документальные фотографии, корабельные предметы и документы, представляющие культурную и историческую ценность. Экспозиция музея Аврора расположена в шести помещениях. Открытыми для посещения экскурсионных групп являются также боевая, трансляционные и радио рубки, центральный пост, машинное и котельное отделения корабля, помещение диарамы, румпельное отделение, камбуз, кают-компания, коридор гребного вала. Музей пропитан духом истории Отечественного флота, событий, рейдов, боевых действий, славы «Авроры».