Дворцовая площадь

После создания таких архитектурных ансамблей, как стрелка Васильевского острова и площадь перед Казанским собором, главная площадь Петербурга, Дворцовая, стала выглядеть слишком скромно. На Дворцовой площади располагалась императорская резиденция. Дворцовая площадь также осуществляла её связь с Невским проспектом. Однако Дворцовая площадь не была облагорожена, а разбросанные вокруг частные дома и другие здания портили вид и лишали Дворцовую площадь целостности. Тогда за исправление ситуации взялся архитектор Карл Росси. Кроме того, В 1820 году была создана "Комиссия по устроению против Зимнего дворца правильной площади". На тот момент на Дворцовой площади находились сам Зимний дворец и часть будущего здания Главного штаба.

Дворцовая площадьВ 1823 году начались работы по достройке здания Главного Штаба. Росси дополнил здание, в котором находилось Военное министерство, симметричными к готовым корпусами в стиле ампир, в которых позже расположились Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Чтобы здание не казалось слишком длинным и однообразным, архитектор соединил две части величественной аркой. Арка символизировала победу российской армии в Отечественной войне 1812 года. Наверху была установлена скульптурная композиция колесницы Победы, которую ваяли скульпторы Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. Кроме того, арку украшали скульптуры воинов, доспехов и богини Ники. Для обеспечения плавной связи Невского проспекта с Дворцовой площадью Росси строит вторую арку ближе к проспекту, соединяя арки пролётом. Площадь освободили от лишних зданий. Главная задача архитектора была решена.

Блестящим же завершением ансамбля Дворцовой площади стала Александровская колонна, установленная в центре Дворцовой площади в 1832 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Александровская колонна имела массу около 600 тонн, её вырубили из цельного куска гранита под Выборгом, доставили в Петербург на боте, сооружённом полковником Șваном Гласиным, и установили с помощью специальных подъёмных механизмов (разработанных по проекту генерала Августина Бетанкура). Работы велись вплоть до 1834 года, когда Александровская колонна была торжественно открыта и стала ещё одним символом победы. Венчала Александрийский столп скульптура ангела с крестом, которую ваял скульптор Борис Орловский. Дворцовая площадьАлександровская колонна получила своё имя в честь Александра I, черты лица которого были запечатлены на ангеле. Пьедестал был украшен барельефами на военную тематику. Рисунки для них составляли сам Монферран, а так же такие художники, как Джованни Скотти и Фёдр Брюлло. Скульптуры ваяли скульпторы Пётр Свинцов и Иван Леппе.

Таким образом, Дворцовая площадь стала главной площадью Петербурга теперь уже не только по значимости, но и по величию и красоте. Потрясающий продуманный Карлом Росси архитектурный ансамбль Дворцовой площади и сейчас является сердцем Петербурга.